Новости

Авторизация
15.07.2021

ПАКЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ "FIT FOR 55" ОТ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ

14 июля 2021 года, Европейская Комиссия (ЕК) представила пакет законопроектов "Fit for 55", в области энергетической и экологической политики для достижения промежуточных целей Европейского Зеленого Курса (European Green Deal), который предполагает достижение углеродной нейтральности к 2050 году. Это требует от ЕС коренного изменения образа жизни, в частности в области производства энергии, добычи сырья, транспорта, энергоэффективности и землепользования.

Для того, чтобы достичь эту чрезвычайно амбициозную цель в течение следующих 30 лет, ЕС увеличил цели по сокращению выбросов СО2 к 2030 году с 40% до 55%, по сравнению с уровнем 1990 года. Ранее для ускорения энергетического перехода, Европейская Комиссия также представила ряд стратегий, в частности: Стратегию развития оффшорной возобновляемой энергетики (ноябрь 2019), Промышленную Стратегию ЕС (март 2020, обновленная в Июне 2021), Стратегию интеграции энергетической системы и Стратегию развития водородных технологий (июнь 2020).

Политика ЕК по декарбонизации экономики предполагает значительное развитие ветроэнергетики, поскольку прогнозируется увеличение ее доли в генерации электроэнергии в Европе с текущих 16% до 50% к 2050 году. Для достижения этой цели необходимо 1000 ГВт наземных (сейчас 165 ГВт) и 300 ГВт оффшорных (сейчас 15 ГВт) ветровых мощностей к 2050 году в странах-членах ЕС. К 2025 году в ЕС запланировано ежегодное строительство 15 ГВт ветровых мощностей, но, по расчетам WindEurope, для достижения цели по сокращению выбросов СО2 на 55% к 2030 году, показатель по вводу новых ветроэнергетических мощностей необходимо удвоить и довести до 30 ГВт в год.

Пакет законопроектов "Fit for 55" содержит необходимые меры для государств-членов ЕС по достижению новой цели с сокращения выбросов и реализации ЕЗК на национальном уровне. Для этого устанавливаются более амбициозные цели к 2030 году, в том числе доля ВИЭ в энергобалансе ЕС должна составлять 40% (было 32%), уровень энергоэффективности должен улучшиться на 39% (было 32,5%) и доля ВИЭ в конечном потреблении энергии должна достигнуть 36 %.

Европейская Комиссия также представила структуру механизма CBAM для импортеров товаров в ЕС, который является неотъемлемой частью политики ЕС по достижению целей Европейского Зеленого Курса.

CBAM будет фактическим дополнением к европейской системе торговли выбросами (СТВ), но вместо квот на выбросы будут введены специальные CBAM-сертификаты, которые будут ежегодно предоставлять импортеры товаров с высоким уровнем выбросов СО2. Стоимость сертификатов будет рассчитываться на основе средней аукционной цены квот в рамках EU ETS за предыдущую неделю, что позволит выровнять плату за выбросы импортируемых и европейских товаров. Один CBAM-сертификат будет эквивалентен 1 тонне выбросов СО2. Представленный механизм также содержит формулу, по которой будет рассчитываться объем выбросов СО2: объем прямых выбросов СО2 (непосредственно при производстве продукции) и косвенных выбросов (выбросы от производства потребленной электроэнергии).

В соответствии с планом действий, с 2023 по 2025 будет длиться переходный период, в течение которого компании будут только фиксировать выбросы СО2 при производстве соответствующей продукции.

ЕК предусматривает продажу CBAM-сертификатов начиная с 2026 года, когда механизм заработает полноценно, что должно помочь компаниям постепенно адаптироваться к системе сертификатов.

Механизм CBAM изначально будет применяться к импорту следующих товаров: сталь, цемент, удобрения, алюминий и электроэнергия.

Механизм CBAM применяется ко всем импортируемым товарам из государств, не являющихся членами ЕС, кроме тех, которые участвуют в европейской СТВ или имеют связанную с ЕС национальную СТВ, то есть участники Европейской Экономической Зоны и Швейцария.

По завершению переходного периода ЕК оценит его эффективность и примет решение о возможном расширении списка товаров и услуг к импорту которых будет применяться этот механизм.

СВАМ будет применяться к импортируемой электроэнергии из стран, которые готовы интегрировать свои рынки электроэнергии с рынком ЕС до момента полной интеграции рынков. Предполагается, что такие страны могут быть освобождены от применения механизма СВАМ к этому моменту в жестких условиях выполнения возложенных на них специальных обязательств. В таком случае, ЕС пересмотрит в 2030 году предоставленные исключения отдельным государствам, которые до тих пор должны реализовать соответствующие меры по декарбонизации.

Читать полностью: EU economy and society to meet climate ambitions (europa.eu)