Новости

Авторизация
28.03.2019

СЦЕНАРИИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ УКРАИНЫ В 2035 ГОДУ

28 марта 2018 Украинский-Датский Энергетический центр представил сценарии реализации Энергетической стратегии Украины до 2035 года. Семинар прошел в рамках проекта «Долгосрочное энергетическое моделирование и прогнозирование в Украине: сценарии с Планом мероприятий по реализации Энергетической стратегии Украины до 2035 года». Данный проект является составляющей инициативы «Устойчивая энергетика благоприятная к окружающей среде» в рамках Программы энергетического партнерства между Украиной и Данией.

В своей приветственной речи Ольга Буславець, Генеральный директор Директората энергетических рынков Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, Председатель Украинской-Датского энергетического центра отметила, что целью данного проекта «является поддержка в реализации новой Энергетической стратегии Украины до 2035 года (ЕСУ2035) путем предоставления этому процессу аналитического сопровождения с использованием современного модельного инструментария».

Командой проекта, состоящей из  представителей Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, Датского энергетического агентства, Украинско-датского энергетического центра, ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины» и Датского технического университета, была обновлена база данных и усовершенствована структура модели TIMES-Украина, обработано перечень мероприятий и разработаны сценарии достижения целей Энергетической стратегии Украины до 2035 года.

«Надеюсь, что результаты данного проекта будут использованы при разработке Плана мероприятий по реализации второго и третьего этапов Энергетической стратегии Украины. Кроме того, результаты моделирования, полученные в рамках проекта, могут быть использованы при разработке новых планов по развитию энергоэффективности и возобновляемых источников энергии после 2020 года», - подчеркнула Ольга Буславець.

В результате проведенного моделирования определены Базовый и ряд альтернативных сценариев, охватывающих наиболее вероятные варианты развития энергетического сектора. В частности, Базовый сценарий построен для определения оптимальной траектории развития отрасли с целью достижения ключевых целевых показателей ЕСУ2035, в частности:

  • Энергоэффективности ВВП;
  • Доли возобновляемой энергетики в ЗППЕ;
  • Минимальной доли электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников;
  • Введение дополнительно 1 ГВт мощностей атомных электростанций в 2025 году.

Альтернативные сценарии достижения целей ЕСУ2035 или сценарии «чувствительности» отличаются от Базового сценария эффективностью реализации отдельных политик и набором технологических решений.
В частности:

  • Сценарий «Низких темпов роста возобновляемой энергетики» согласно предположениям специалистов ГП «НЭК «Укрэнерго» о перспективах наращивания объемов производства электроэнергии гидро-, ветровыми и солнечными электростанциями.
  • Сценарий «Без новых ядерных реакторов в 2025 году», в котором проанализированы последствия задержки, по крайней мере, до 2030 года, ввод в действие новых мощностей АЭС.
  • Сценарий «Новые технологии балансировки» учитывающий новые технологические решения для обеспечения балансовой надежности энергосистемы в условиях роста доли возобновляемой энергетики.
  • Сценарий «Зелено-угольный парадокс», в котором внимание сосредоточено на модернизации и продлении срока эксплуатации существующих угольных энергоблоков тепловых электростанций, которые будут обеспечивать необходимый объем вторичного и третичного резервов.
  • Сценарий «Оптимизация балансирования», учитывающий эффект от внедрения системы точного прогнозирования выработки солнечными и ветровыми электростанциями. В том числе, влияния на необходимый объем балансирующих резервов.

Дополнительные сценарии ставят цели ЕСУ2035 в более широкий контекст (как национальный, так и международный). Так, в сценарии Национальные стратегии цели ЕСУ2035 дополнен национальными целями и запланированными мероприятиями других стратегических документов (Национальной транспортной стратегии Украины на период до 2030 года, Национальной стратегии управления отходами в Украине до 2030 года, Концепция реализации государственной политики в сфере теплоснабжения и Стратегии низкоуглеродистого развития Украины до 2050 года). В сценарии Низкоуглеродистое общество условии предварительного сценария дополнены целью сокращения выбросов ПГ в 2050 году на 80% от уровня 1990 года. Такие сценарные предположения можно считать максимально приближенными к условиям и целям принятой в ЕС политики предупреждения изменения климата. Наконец, Сценарий бездействия является гипотетическим и учитывает только те политики, меры и цели, которые были приняты до 2015 года (то есть политики, меры и цели с ЕСУ2035 и других стратегических документов не принимались во внимание). Этот сценарий был разработан с целью создания базы для сравнения результатов расчетов по другим сценариям.

Представляя полученные в рамках проекта результаты, Александр Дячук, ведущий научный сотрудник сектора прогнозирования развития топливно-энергетического комплекса отдела секторальных прогнозов и конъюнктуры рынков ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины» отметил: «Применение экономико-математических методов и моделей в стратегическом планировании и управлении энергетикой позволяет получать не только количественные, но и качественные оценки принятых или планируемых решений. Не использование экономически целесообразного потенциала ВИЭ после 2035 заставлять использовать более дорогую тепловую генерацию, что существенно скажется на общей стоимости и потреблении электроэнергии в системе. Сегодняшний «зелено-угольный парадокс» экономически выгодно преодолевается применением современных балансирующих технологий и средствами управления спросом, при этом будет происходить более интенсивное и надежное рост возобновляемой энергетики».

UDEC_FinalWorkshop_28-03-2019-v06.pdf